домой     карта сайта [Начало]   [Карта сайта]  

СУММАТОР
Узелки на память




 



Наш баннер:

info-teach.nsknet.ru


Рейтинг@Mail.ru

Рассказик 2

Алексей Надеждин
ДВЕ ТЕМЫ ИЛИ ПУТЬ К ЗНАНИЯМ

Внучка, второклассница, вечером спросила меня:

- Деда, а правда, что Земля круглая? Нам в школе говорили. И в учебнике про это написано.

Так, думаю, спрашивает неспроста. Будем разбираться. Но не рассказывать же ей про эллипсоид Красовского или, на худой конец, про геоид. Не называть же имена мудрецов, которые всё уже доказали и которые для неё пока - пустой звук.

- Не совсем, - начинаю я и замечаю пытливые и одновременно хитрые искорки в глазах. - Наша Земля похожа на немного сплющенный шар с неровной поверхностью. А почему ты сомневаешься?

- Этого нигде не видно. Когда едем на машине или автобусе, то всё плоско, и даже виден край. Хотя бывают ямы и холмы.

- Правильно. Но только для того пространства, которое ты можешь видеть. Ведь ты маленькая, а Земля - очень большая. Чтобы увидеть поворот её поверхности, надо подняться высоко, например, на самолёте. Ну, или стать великаном.

Я улыбнулся. Но увидел, что интерес не исчерпан. И было заметно, что на уме у человека что-то ещё.

- Великаны - это в сказках, - серьёзно сказала внучка. - Но учительница говорила, что Земля круглая. А ты говоришь - сплющенная. Она обманывала?

Вот оно что. Значит, до этого была тема один, а теперь пошла тема два. Пока не ясно, какая важнее. Скорее всего, обе.

- Нет, конечно, моя девочка. Учительнице надо было вам многое объяснить, а времени у неё мало, всего-то сорок минут. Вот она и упростила. Да и на что тогда у тебя дедушка, как не рассказывать подробности, - я снова улыбнулся и подбросил ей пальцем чёлку на лбу. Но внутренне подготовился к продолжению. Оно последовало сразу же.

- А ты ведь, деда, тоже работал учителем. Ты когда-нибудь обманывал детей?

Значит, в голове есть такое, о чём она не говорит. И не надо распрашивать. Надо отвечать.

- Случалось... Но я всегда старался, чтобы не обманывать. Это точно. Ну, или поменьше обманывать.

Она прижалась ко мне.

- Знаешь, бывает так, что не обмануть нельзя. Или - лучше обмануть. Чтобы было лучше. Правдой ведь тоже можно сделать плохо, если она не ко времени. Хотя никто не может сказать, как и когда будет лучше. Только угадывать. А иногда её надо говорить обязательно, даже если трудно. И ещё важно вовремя признаться, если соврал, не хитрить. Потому что чем дольше носишь в себе свой обман, тем самому хуже. Сам хуже становишься. Понимаешь?

Но вряд ли она понимала мои путанные слова, только прижалась крепче. До некоторого возраста они больше чувствуют искренность, чем понимают.

- А ещё человек часто не верит правде, когда ему её просто дают. Ему надо самому до неё дойти. Вот ты слушай внимательно учителей, запоминай. А сама себе думай: "Надо будет проверить, когда вырасту и побольше узнаю". Можно и учителю так сказать, тому, который нравится, в ком ты уверена, что не обидится.

Наконец она тоже улыбнулась и спросила:

- Но как же тогда другие страны, сбоку или снизу Земли, и люди там? Как они держатся?

- А вспомни, как держался летом муравей на твоём мячике.

- Так у него коготки на лапках.

- А у нас невидимые липучки на пятках. Такие штучки-липучки.

- Ну деда, - и она рассыпчато засмеялась, и я, глядя на неё, тоже.

- Вот видишь, я обманул, а ты не сердишься.

- Потому что ты шутишь. Это не обман, это фантазия.

- Да. Молодец - их очень важно различать. А что касается других стран и людей, то тут всё сложно. Без ужина не справиться. Слышала, бабушка уже звала? Пожалуй, надо несколько лет хорошо ужинать, чтобы разобраться. Ну, прячь свои липучки в тапки и пошли.

Мы отправились на кухню. Запах ужина обещал путь к знаниям.

30 января 2014


Начало · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS