домой     карта сайта [Начало]   [Карта сайта]  

СУММАТОР
Узелки на память




 



Наш баннер:

info-teach.nsknet.ru


Рейтинг@Mail.ru

Статья

Наум Пришедший
Субъективно и предвзято об образовательном стандарте по информатике 2004 г.

 

2004 г.

 


 

Предуведомление: при чтении статьи желательно иметь под рукой текст документа.

 

1. Для начала.

 

Как известно, приказы не обсуждаются, их выполняют. Именно так мне, как рядовому учителю, и надлежит относиться к Федеральному Компоненту Государственного Стандарта Общего Образования (утв. 5 марта 2004 г., № 1089), разработанному Институтом новых образовательных систем. Тем не менее, в моей власти осмыслить, сложить своё представление об этом важнейшем для учителя профессиональном документе и поделиться своими мыслями с коллегами.

 

Прежде всего, радует устранение двусмысленности в отношении информатики: чётко закреплена его обязательность в среднем звене (базовый курс). Что касается старшей школы, то базовый курс не является обязательным, а профильный курс изучается в соответствующих классах. Значит, можно забыть об уровнях А и Б по прежним требованиям. Правда, не совсем тогда понятно наличие в старшей школе базового курса вообще, раз он уже должен быть изучен к старшей школе.

 

Занятно то, что опять сменилось название предмета, уже в третий раз с 1986 года. Но никак не могут авторы решиться назвать предмет просто «информатика», как его с появления на свет и называют все учителя и дети. Было уже «основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ), «информатика и информационные технологии» и вот теперь «информатика и информационно-коммуникационные технологии» (информатика и ИКТ). Видимо, учителя и дети останутся при своём, потому что выговорить это словосочетание затруднительно. Возможно, авторы стремились приблизить школьный предмет к всеобщей «интернетизации», однако в большинстве рядовых школ этот процесс происходит пока трудно, если и происходит вообще.

 

Ну и, конечно, приоритетный интерес каждого учителя – это часы. Здесь федеральное руководство ничего принципиально не изменило (да и могло ли?). Предусмотрено: 1 час в неделю в 8-м классе, 2 часа – в 9-м, 1 час – в базовом курсе старшего звена. Это меньше, чем, например, для географии или так же, как для ОБЖ. Так что изначальная база восприятия детьми предмета информатики, как и было до сих пор и с которой предстоит бороться учителю, - типа «пение-балдение». С часами-то понятно, а вот как вложить в них обилие содержательного материала, предусмотренного Обязательным Минимумом – с этим надо как-то быть. Лишь для профильного курса отведено 4 часа в неделю. Ещё есть надежда на региональный и школьный компоненты, но это уже кому как повезёт. Что за этим стоит? А за этим стоит то, что я вынужден буду говорить о многом важном и серьёзном быстро и коротко, и как следствие – поверхностность и неглубокость образования при завышенном самосознании выпускников.

 

2. О Стандарте базового курса для 8-9 классов.

 

Из трёх составных частей Стандарта - Цели изучения, Образовательный Минимум, Требования к уровню подготовки - первая как наиболее общая не вызывает никаких сомнений. Кто же будет спорить с прописными истинами? Обращает на себя внимание отсутствие преемственности с прежним документом, изменение стиля написания Обязательного Минимума, обновление терминов, понятий и образовательных линий. Это может означать смену команды ответственных товарищей и разработчиков, стоящих у руля процесса перманентного обновления предмета. А ещё это означает дополнительную и мало объяснимую нагрузку на учителя.

 

Чем примечателен Обязательный Минимум базового курса, предусмотренного отныне в 8-9 классах, кроме направленности на «всеобщую компьютерную грамотность»? Он разделён теперь на два раздела – «Информационные процессы» и «Информационные технологии», что соответствует названию предмета и современному положению дел в этой области. Названия тем первого раздела достаточно условны, чтобы вызывать какое-то несогласие, а потому воспринимаются мною с готовностью. Отмечу однако, что «Представление информации», «Передача информации», «Информационные процессы в обществе» составляют, исходя из здравого смысла, одну тему – «Информация и информационные процессы», которая часто так и обозначена в современных учебниках и пособиях. А такая исконная тема школьной информатики, как «Алгоритмы и исполнители», включавшая знакомство с языком программирования, теперь отсутствует (!). Содержание этой темы в упрощенном виде значится под названием «Обработка информации». Так же отсутствует тема «Моделирование и формализация», что я не воспринимаю как серьёзную потерю, потому как на разговоры в её рамках никогда не хватало учебного времени, и велась она в соответствии с названием - формально. Тема, которая раньше называлась «Компьютер», теперь звучит так: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». Почти целиком определение, но мне больше нравилось как раньше. Впрочем, идеальным считал бы выделение двух тем: «Компьютер и его аппаратное обеспечение» и «Программное обеспечение компьютера».

 

Обращают на себя внимание разные шрифты в содержательной части текста. Сноска в документе разъясняет, что «курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников». Странно, ведь документ изначально является нормативно строгим и не может содержать двусмысленности. Мало ли чего, выходящего за границы обязательности, я могу на основе своего опыта рассказывать на уроке - в этом и состоит моя свобода учителя. А ещё есть система дополнительных занятий – факультативы, кружки, ГПД и т. д. Тут я в замешательстве, тем более, что текст курсивом представляется мне в ряде случаев достаточно спорным по значимости. Например: «Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами». Это из другого предмета, мне кажется.

 

Остановлюсь на содержании первого раздела. Возвращаясь к старинной составляющей школьной информатики – алгоритмизации и программированию, надо сказать, что от неё осталось немного. Отсутствуют такие привычные понятия как «исполнитель», «система команд исполнителя». Жаль. Зато есть не очень понятное: «Логические значения, операции, выражения». Как это в отсутствие темы логики? В трёх словах ведь об этом не расскажешь. И ещё: «Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы». Вектору упрощения такой материал не соответствует, не вяжется как-то с общей поверхностностью изучения алгоритмов. Как рассказывать про эти списки, деревья, графы (и то хорошо, что «курсивные»)? Исключено совсем знакомство с языком программирования. Есть только в теме про компьютер (почему-то) странная фраза: «Представление о программировании». Считаю это болезненным ударом по предмету. Не потому, что я фанат Бэйсика или Паскаля, нет, я реально смотрю на современное положение вещей, а потому, что, перефразируя Михайлу Васильича, оно (программирование) «ум в порядок приводит». Это – то, что составляет основу взаимодействия человека и машины или хотя бы понимания процессов, которые происходят при этом взаимодействии, основу большинства информационных технологий. Кроме того, почти во всех экзаменационных билетах до сих пор вторым заданием была задачка на составление программы. Как теперь с этим быть? А олимпиады? В общем, надо дожидаться новых сопутствующих документов. Да, и ещё: в той же теме про компьютер я не понял, что такое «программное обеспечение общего назначения». А, собственно самого компьютера касается весьма скупое: «Основные компоненты компьютера и их функции». Каждый учитель представляет себе, какой объём материала за этим стоит.

 

Гораздо более революционно выглядит второй раздел документа – «Информационные технологии». И к сожалению, я не могу это принять с восторгом. Казалось, всё уже утряслось и отсеялось, раскрылось в подавляющем большинстве современных учебников и пособий. Да и суть-то всё та же, авторы не могли её изменить, она развивается хаотично-естественно вместе с самой хай-тековой (high-tech) жизнью, но как запутанно и бестолково представлена! Прежде всего, опять донимает курсив. В дополнение к уже указанному значению он после каждой темы указывает «образовательные области приоритетного освоения», согласно сноске «в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы». Первой в перечне почти всё время называется информатика, может быть для того, чтобы учителя не забыли, в каком предмете работают. Какой смысл в это вложен? Повторюсь: минимум должен быть минимумом, по конкретному предмету для соответствующего учителя, иначе говоря, каждому – своё. А уж с кем и как интегрироваться – я определюсь, были бы условия, возможности и время. Меня всегда поражало неявное и явное отношение (или требование) к учителю информатики как к энциклопедисту, он должен знать «всего и много». Но ведь я такой же, ребята! И у меня есть предметные границы, и у меня ограничены возможности памяти, средств (ведь в нашем деле за многое надо платить особенно и ощутимо) и т. д. и т. п. Но это так, к слову.

 

Первые две темы второго раздела явно не к месту: «Основные устройства ИКТ» и «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира» - это стандартный материал аппаратного и программного обеспечения компьютера. Но в их содержание авторы привнесли много непонятной новизны. Например: «понимание сигналов о готовности и неполадке средств ИКТ», описанное как простейшая операция. Такое понимание, особенно о неполадках, и то неполное (компьютер неисчерпаем как атом!), приходит вместе с весомым опытом постоянной работы с ВТ, что невозможно в отведённое учебным планом время. Затем, «использование расходных материалов» мне представляется незначимым для образовательного минимума. Что касается безопасности, то «эргономические условия» добавлены, мне кажется, для красного словца, они не зависят от поведения детей в классе и не во власти учителя, это в ведении администрации школы и выше; ведь учитель работает в большинстве школ с тем, что имеется (дадут, пришлют). Про «графический пользовательский интерфейс» имеет место повторение содержания первого раздела. Совершенно новым для меня является понятие «организация семейств объектов». Я такого в книжках не встречал, но подразумеваю, что речь идёт о файловой системе дисков (папках или каталогах). Нервирует содержательный материал «стоимость информационных продуктов, услуг связи», ведь не требуется же от учителя географии рассказывать про цены на глобусы и услуги турагенств!

 

Что касается записи информации, то мой профессиональный энтузиазм просто скисает. Откуда они в кабинете, эти «цифровые фотоаппараты, микроскопы, видеокамеры, музыкальные клавиатуры», которые предполагается использовать в учебной деятельности, определённой Минимумом госстандарта? И как, например, в реальных условиях урока заниматься записью звука с группой учеников от 12 человек и больше? Включить колонки на всех рабочих местах? Или надеть всем наушники и пытаться что-то объяснить, поправить или проконтролировать, что дети вообще там слушают вместо выполнения задания? Текстовая обработка «с использованием сканера и программ распознавания и расшифровки устной речи» также представляется мне невозможной в условиях классно-групповых занятий, сканер-то (если он есть) – один. А программы распознавания – кто их будет поставлять (регулярно обновлять), как, впрочем, и всё другое программное обеспечение для кабинета информатики? Запись «таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов» оставляю без комментария, тут авторов просто унесло в недостижимую для меня даль.

 

Следующая тема раздела касается офисного программного пакета: «Создание и обработка информационных объектов». Только я считал, что конечным технологическим продуктом является всё же электронный документ, а уж он в свою очередь состоит из объектов. Предлагается освоить: «Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов». Какая в прямом смысле «стопудовая» фраза! Вот как теперь называется грамотный набор текста, коллеги. А что такое «выделение изменений», я не знаю. Так же непонятно «планирование работы над текстом», благо, что курсив. Изучение работы с базами данных предусмотрено предельно минимальным: только поиск в готовой базе и добавление записей. Для этого достаточно одного урока, чтобы познакомиться, например, с программой городского телефонного справочника. Соглашусь, что в среднем звене этого достаточно. А вот изучение технологии работы с изображениями снова перекособочено «вводом изображений с помощью … сканера, графического планшета». Ну какой графический планшет? Я его и сам-то видел только на картинках. «Геометрические и стилевые преобразования» - это, по-моему, для профильного курса старшей школы, хоть бы хватило времени на «использование примитивов и шаблонов». Про звуки и видеоизображения я уже говорил, да и курсивом тут это.

 

В теме «Поиск информации» иногда просвечивает отсутствующая тема компьютерных телекоммуникаций. Про энциклопедии и справочники мне всё понятно; дети этим могут заниматься долго, не заботясь об оценках, потому как учителю их просто не за что ставить. А вот упоминание компьютерных сетей, поисковых машин и запросов вызывает ностальгию по потерянной теме. Об этом ведь надо упорядоченно и логично рассказывать, а где и когда? Темы-то телекоммуникаций нет. Зато есть «некомпьютерные источники информации» и «некомпьютерные каталоги». Но зачем учителю информатики заботы коллег-предметников и библиотекаря?

 

Следующая тема «Проектирование и моделирование», на мой взгляд, надута как мыльный пузырь. Одна её часть - чертежи, планы, карты – из других предметов (про интеграцию я уже говорил), другая, связанная с графикой, снова относится к изучению технологии обработки изображений. А что такое «простейшие управляемые компьютерные модели» я пока не знаю. Само по себе проектирование или метод проектов считаю очень конструктивным, но индивидуальным, и применимым, кстати, к большинству тем курса. Но это не материал изучения, а метод изучения и закрепления материала. Очень подходит для итоговой аттестации некоторых учеников.

 

Ещё одна тема раздела: «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы». Она явно отскочила от того места, где изучается технология создания электронных документов с использованием программного офисного пакета и привычно должна бы называться примерно так: «Технология обработки числовой информации с использованием табличного редактора». Опять ярко проявляется склонность авторов к «изобретению колёс», то есть созданию новых понятий и терминов (математические инструменты, динамические таблицы) или желание сказать сложно о простом. Ведь «представление формульной зависимости на графике» обычно называют деловой графикой или, ещё короче, диаграммами.

 

И последняя тема – «Организация информационной среды». Снова впервые встречаю в курсе такое понятие. Что это такое? А что такое «комплексные информационные объекты»? Может, это связано с общепринятым термином «мультимедиа», не нашедшим своего места в Минимуме? Одной строкой, обычным перечнем предусматривается создание веб-страниц и презентаций. Где определено изучение этих достаточно сложных, трудоёмких технологий, так и просящихся в профильный курс старшей школы? Фраза «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов» также нуждается в раскрытии. Оставшийся материал – электронная почта и прочие услуги сетей – ещё один осколок несуществующей ныне темы компьютерных телекоммуникаций. Что касается «примеров организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат», то это на сегодняшний день утопия. Да и не нужно, я думаю, всё это для обучения по предмету, ведь не учат же в школе говорить по телефону.

 

В отношении минимальных требований подготовки выпускников назову то явное, чего я сам пока не знаю (не понимаю) и, следовательно, затрудняюсь этому обучить, и то необходимое, на мой взгляд, чего в них нет. Интересно, что «уметь» и «использовать» нужно гораздо больше, чем «знать (понимать)».

 

Не знаю (не понимаю):

  1. Что такое «назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий». Очень общая, неконкретная фраза. Я человек, воспитанный математикой и к информатике отношусь как во многом математической дисциплине. И не я один: во всех школах, где я бывал, она находится в ведении математического методобъединения (кафедры).
  2. Что значит «уметь выполнять базовые операции над цепочками символов, числами, списками, деревьями».
  3. Что такое «динамические таблицы».
  4. Что значит «переходить от одного представления данных к другому».
  5. Что значит «графические представления реального объекта» помимо названных рисунков и чертежей.
  6. Как научить «искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации» в отсутствие внешнего подключения и библиотечных ящичков в кабинете.
  7. Как научить всех пользоваться принтером, сканером, модемом, проектором, если они даже и есть в кабинете. Это единичное, материалоёмкое и дорогостоящее оборудование, которое и учитель-то зачастую использует ограниченно. Тем более – фантастические для кабинета цифровая камера и цифровой датчик!
  8. Что значит «следовать требованиям эргономики и ресурсосбережения».
  9. Что значит для учеников этого возраста «использовать знания и умения для проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов».
  10. Что значит «организация индивидуального информационного пространства».

 

Необходимо:

  1. определить понятие «объект», его признаки, действия, среду;
  2. определить понятие «модель объекта или явления», виды моделей, в т. ч. информационную;
  3. определить, что такое компьютер и его аппаратное обеспечение, схему движения информации в нём, изучить основные устройства: клавиатуру, манипулятор «мышь», монитор, процессор, внутреннюю и внешнюю память, приводы дисков (дисководы), устройства соединения;
  4. определить понятия «программа», «операционная система», дать краткую характеристику среды Windows;
  5. определить понятия «файл», «папка», их признаки, «файловая система дисков»;
  6. определить понятие «язык программирования», изучить организацию данных и действий при программировании, применение алгоритмических конструкций при решении задач с использованием языка программирования;
  7. определить, что такое текстовое кодирование, форматы текстовых файлов, текстовый редактор, объекты текстового документа, правила набора текста;
  8. определить, что такое кодирование изображений, пиксель, форматы графических файлов, графический редактор;
  9. определить понятие «мультимедиа»;
  10. определить понятия «компьютерные телекоммуникации», «компьютерные сети» и их виды, познакомиться с аппаратным и программным обеспечением телекоммуникаций, услугами сетей.

3. О Стандарте базового курса для 10-11 классов.

 

Как я уже говорил, базовый курс по новому Стандарту в старшей школе не обязателен. Не знаю, зачем он. Может быть, для закрепления и обобщения знаний, полученных в среднем звене? Тогда в нём должна быть тематическая и содержательная преемственность и концентричность, о которой говорится в пояснительной записке к Стандарту, и которая напрочь отсутствует в тексте Обязательного Минимума для него. Складывается впечатление, что авторы не очень представляли, что в него внести и поэтому на 2/3 - это уже предусмотренный базовым курсом среднего звена учебный материал (такая болезнь наблюдалась и в прежних уровнях А и Б), но хотелось, чтобы сказано было по другому и по новому. Отсюда вместо концентричности – повторяемость, а вместо упрощения и доходчивости (к которым также провозглашается стремиться) – терминологическая, понятийная заумь и придумывание велосипеда. Занятно всё же: Обязательный Минимум для необязательного курса…

 

Цели у этого базового курса хороши, но труднодостижимы в отведённое для него учебное время (1 час в неделю). Сам Обязательный Минимум курса состоит почему-то из одного раздела (или это подзаголовок?) – «Базовые понятия информатики и информационных технологий». При условии, что базовый курс теперь обязателен в среднем звене, название некорректно. Да, и потерялось слово «коммуникационные». Поскольку каждая содержательная составляющая Минимума должна предусматривать некоторую порцию совершенно конкретного учебного материала, хочу перечислить то, чему я затрудняюсь обучить.

 

В теме «Информация и информационные процессы»:

  1. «Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов…». Есть другие системы? И что за состояния?
  2. «Классификация информационных процессов». Мне известны виды, и их всего три: обмен, хранение и обработка. Ну, можно их раскрыть подробнее, например, обработка включает приём и передачу. Какая классификация?
  3. «Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации преобразования информации на основе формальных правил». Видимо, предусматривается рассказать об этом вкратце, но я не знаю, как. Кстати, фраза - яркий пример «упрощения».
  4. «Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком» - это другой предмет.
  5. «Организация личной информационной среды». Чему здесь учить? И стоит ли это предельно ограниченного учебного времени? Ведь по отношению к ребёнку есть обязанности и у семьи. Например, как застилать постель, ну, и про личную среду тоже.
  6. «Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике». О чём эта фраза? Что это за основные методы?

В теме «Информационные модели и системы» (про системы, кстати, в предыдущей теме, а здесь – ни слова):

  1. «Виды информационных моделей» - я о них не знаю.
  2. «Формализация задач из различных предметных областей». Повтор содержания предыдущей темы, см. п. 3).
  3. «Структурирование данных» - что это такое в свете изучения моделей?
  4. «Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей)». Не знаю, про что здесь. И ещё один пример «упрощения».

В теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»:

  1. «Архитектуры современных компьютеров». Вот так – во множественном числе! И дальше: «Многообразие операционных систем». Мне известно, что сегодня используется не более 4 – 5-ти.
  2. «Организация личного информационного пространства» и т. д. Опять повторение, см. п. 5).

В теме «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»:

  1. «Текст как информационный объект». Содержание учебного материала не ясно.
  2. «Автоматизированные средства и технологии организации текста». Что здесь подразумевается?
  3. «Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты». Содержание учебного материала не ясно. Про «динамические» я уже говорил.
  4. «Средства и технологии работы с таблицами». Имеется в виду - электронными. Какие? Я знаю средства и технологии создания таблиц.
  5. «Основные способы представления математических зависимостей между данными». Я знаю только один – формулы.
  6. «Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики». Я поражён – всё одной фразой! А время?

В теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)» (если допустить соответствующее оснащение кабинета):

  1. «Организация поиска информации». Содержание учебного материала не ясно.
  2. «Описание объекта для его последующего поиска». Содержание учебного материала не ясно.

Да-а… Почти каждая строка текста. А работать-то как?

 

Нет смысла останавливаться на Требованиях к уровню подготовки выпускников, так как они следуют из рассмотренного текста Минимума, да и делалось уже это выше для базового курса средней школы.

 

4. О Стандарте профильного курса для 10-11 классов.

 

Теперь – о самом интересном, «изюминке» нового Стандарта школьной информатики. Ведь такого курса в статусе обязательного не было раньше. Цели его ещё более неконкретны и туманны по сравнению с базовыми курсами, но также и абсолютно верны. Назову лишь непонятные для себя вещи: «математические объекты информатики» и умение их строить, «создание программ по их описанию», «общепользовательские инструменты» и их настройка, «элементы системного мышления» в дополнение к алгоритмическому. Некоторые целевые установки относятся к начальной степени освоения предмета в базовом курсе для 8-9 классов. А то, что касается воспитания, во многом, как говорится, уже «проехали». Ведь «ответственность за результаты своего труда», «формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе» - это из области раннего обучения тому, «что такое хорошо и что такое плохо» в семье и детском саду.

 

Перехожу к содержанию Обязательного минимума, умышленно не обращая внимания на подзаголовок (название раздела?), такой же, как в базовом курсе для 10-11 классов, потому как нельзя считать его уместным в курсе углубленного изучения информатики. Не хочу останавливаться и на курсивных местах – говорил о них при рассмотрении базовых курсов. Значительную долю первой части «Информация и информационные процессы» составляет материал, который можно отнести к повторению пройденного в базовом курсе (виды информационных процессов, кодирование информации, системы, модели). Лучше бы его так и назвать и, соответственно, сократить его содержательный объем и значение в профильном курсе. А вот про системы счисления хотелось бы поподробнее, не на уровне популярной книжки для любознательных, а на уровне реального использования в компьютере: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы, их связь с десятичной, правила перевода чисел, начальная арифметика. Далее предусмотрены элементы логики, и это хорошо. Считаю, что было бы ещё лучше выделить логику в самостоятельную тему, освободить её от пустой научности (цепочки, деревья, графы, псевдослучайные последовательности, полнота формализации понятия вычислимости) и связать с реальной задачей построения электронных устройств. В первую часть Минимума включена также алгоритмизация и программирование. Что касается алгоритмизации, то это опять повторение базового курса, кроме таких непонятных вещей, как «вычислимость», «эквивалентность алгоритмических моделей» и «практические вычисления». А программирование предлагается осваивать на начальном уровне, достойном базового курса, об объектном или визуальном программировании речь уже не идёт. А жаль…

 

Вторая часть «Информационная деятельность человека» во многом, на мой взгляд, надуманна. Большая часть содержания – на уровне вводного параграфа в учебнике базового курса объёмом не больше одной страницы. Что касается «стоимостных характеристик информационной деятельности» невольно задаюсь вопросом: а учитель технологии, к примеру, тоже должен рассказывать, сколько стоят пиломатериалы? Правовые нормы и правонарушения с мерами предотвращения также отягощают, на мой взгляд, профильный курс своей ненужностью.

 

В следующей части «Средства ИКТ» содержательная надуманность, к сожалению, сохраняется. Много повторений содержания базового курса, скрытых другими словами, да и вовсе не скрытых. Останавливает внимание следующее: «Понятие о системном администрировании». Дело в том, что этому не учат и в высшей школе, даже специальностей таких нет («Школьная Компьютерра», 2-2003). Но, видимо, авторы стремились вложить в школьный Обязательный минимум весь свой понятийный запас. Называю также пункты «Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ», «Комплектация рабочего места» и «Профилактика оборудования», но оставляю без комментария – учителя меня поймут.

 

В части «Технология создания и обработки текстовой информации» заметна положительная линия продолжения базового курса, но, на мой взгляд, чересчур усложнённая для школы. Однако требует пояснений «коллективная работа над текстом». А «Использование цифрового оборудования» в качестве обязательного учебного материала приходиться считать пока преждевременным. Для других «технологических» частей прослеживаются одни и те же проблемные (для учителя) моменты:

  • чрезмерный охват всевозможных областей знания, неуёмная «энциклопедичность»: статистика, социальные опросы, бухгалтерия и проч.;
  • расчёт на использование оборудования, которым массовая школа не располагает в учебном процессе;
  • неконкретность учебного материала;
  • чрезмерный для средней школы «профессионализм» и специализация учебного материала.

Наконец, содержание заключительной части «Технология управления, планирования и организации деятельности» имеет непосредственное отношение к профессиональной деятельности представителей школьной администрации, например завуча, но никакого – к учебному курсу.

 

Что ж, после всего сказанного о содержании Обязательного минимума профильного курса информатики нет надобности обсуждать Требования к уровню подготовки выпускников.

 

5. Наконец.

 

И вот, через такой поток вскрытых мыслей и скрытых эмоций, я подобрался к традиционному основному вопросу: как быть-то теперь? Что мне, учителю информатики, делать? Я мог бы поспешно броситься штудировать книжки, составлять программы и расспрашивать начальство, но опыт и здравый смысл подсказывают: ничего этого не нужно. Во-первых, работал же я как-то до сих пор при не менее проблемной нормативной базе. А во-вторых, школа в предстоящем учебном году совершенно не готова к таким потрясениям – планирование началось ещё в начале календарного года. Надо ожидать разъяснений, примерных экзаменационных билетов и т. д. А учебники? Их ведь надо ещё написать. Кстати, какое открывается поле деятельности для авторов! Они и раньше чуть ли не каждый год обновляли свои издания – не успеешь усвоить, а уже новая редакция в продаже.

 

Но самое главное – в другом. Иной прочитает изложенное мною выше и решит для себя: надо же, критику развёл, а предложить-то что можешь, есть ли свои варианты? Но меня никто не приглашал обсуждать, меня ставят перед фактом наличия руководящего документа. Ведь целый Институт работает, надо ли им знать обо мне? А вообще-то – конечно, у меня есть варианты, как бы я работал тогда при таких предписаниях свыше и при таких своих мыслях! Всё просто – и в этом радость моего труда и свобода моего творчества – ведь в класс входить мне, и я расскажу детям то, что считаю нужным, полагаясь на свои знания, опыт и здравый смысл. А уж программы составлю, какие требуется, и слова в них будут в соответствии с требованиями. Куда деваться.

 

Версия для печати
Начало · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS