домой     карта сайта [Начало]   [Карта сайта]  

СУММАТОР
Узелки на память




 



Наш баннер:

info-teach.nsknet.ru


Рейтинг@Mail.ru

Статья

Наум Пришедший

Стандарт, говорите? А Стандарта-то и нет!

 

20 апреля 2009 г.

 


 

Как это? Да вот же он, Стандарт по информатике 2004 г., из приложения к приказу Минобразования России от 5.03.2004 № 1089, опубликован в нормативном сборнике "Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы" (составитель М. Н. Бородин, 5-е изд., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008), вышедшем "с целью помочь ... сориентироваться в процессах, происходящих в настоящее время в системе образования" ещё в 2005 году и уже выдержавшем 6 изданий. Составитель рекомендует его "считать настольной книгой учителя и методиста", которая также "поможет администрации ... сформировать учебный план".

 

Эх, братья и сестры, книжку эту я и сам в руках держу, ничем она не поможет. Давайте-ка зайдём на сайт Минобрнауки РФ, www.mon.gov.ru/work/obr/dok/, и поищем этот приказ. Мы увидим, что архив приказов начинается только со второй половины 2004 года, и это само по себе удивляет. Не будем уж обращать внимание на недоделанность самого сайта, обилие красных крестиков в правой части, не до сайта, видать, Министерству-то - ЕГЭ на носу, перманентное реалити-шоу "Учитель года", с Microsoft не упустить бы сотрудничества. Некогда, одним словом, дел по горло. Ну тогда отправимся на солидный портал "Российское образование", имеющий все признаки официальности. Набираем в поиске раздела "Документы" наш номер приказа и получаем искомое, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html. Сразу замечаем отсутствующий в нормативном сборнике текст: непонятная простому смертному фраза о том, что приказ не нуждается в государственной регистрации, и очень понятный вердикт Верховного Суда о том, что данный документ не является нормативным правовым актом. Забавно то, что министерство вносит в недействующий приказ изменения, что-то там в отношении предмета физической культуры, уже под руководством А. Фурсенко (приказ № 164 от 3 июня 2008 г.). Таким образом то, что напечатано за № 1089 в нормативном сборнике по информатике, не является основанием для школьных администраций в отношении планирования учебного процесса, а для учителя - в отношении планирования учёбы по предмету. Жаль, пропадают красивые фразы во Введении: "2004 год ознаменовался (!) принятием новых нормативных документов федерального уровня...", выводящих "преподавание предмета на новый уровень, что означает..." Ничего это на самом деле не означает. И никакого "формирования единого предметного тезауруса", и никакого "выделения ключевых компетенций"...

 

Однако приглядимся к нашему приказу повнимательней, раз уж он напечатан, да и в архиве кой-какие интересные бумаги про него сохранились. Название уже говорит само за себя: "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования". Только федерального компонента, сам Стандарт приказом не вводится. Да и не мог вводиться, на то у тогдашнего и. о. министра В. Филиппова, уже стоявшего на выходе из государственного кабинета, не было полномочий. Но вот его комментарий, «Российская газета», 15.10.2004 г.: "Я могу утвердить федеральный компонент стандарта. Стандарт принимается правительством, а утверждается законом. Про федеральный компонент там ничего не сказано, и я могу спокойно утвердить его ведомственным приказом" (см. полностью ниже в Приложении 1). Что и было сделано, подытожив многолетнюю, многотрудную работу впустую многих ответственных работников и заведений и открыв путь той неразберихе, что процветает в низах до сих пор. А тогда, спустя недолгое время, Верховный Суд признал незаконным последний приказ Владимира Филиппова, о чём уже говорилось выше.

 

Далее - жизнь не стоит на месте: сменилось правительство, министерство получило другое название, назначен новый министр. Надо было что-то делать с наследством в отношении стандартов, выходить из "положения", страна-то продолжает учиться (удивительно, но этот процесс на самом деле не очень зависит от чиновничьих передряг; мне даже думается, что и при совершенном отсутствии министерства кое-кто, и даже многие, продолжали бы учить с достаточной степенью качества). Не откладывая в долгий ящик, в декабре того же 2004 года созывается совещание "Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана", которое фиксирует Решение, доведённое до широких педагогических кругов Письмом Минобрнауки России от 17.03.05 № АФ-59/03 (см. нормативный сборник). В Решении сначала разъясняется, чтò же было принято в начале года, и что эти "приказы носят в основном рекомендательный характер" <курсив мой - Н. П.>. Чуть ли не каждое слово в этих разъяснениях - перл административного жанра. Один из лучших учителей России, поэт И. Ф. Анненский, сам педагогический чиновник с большим стажем, называл это ещё волапюком. А затем предлагается "считать, что утверждённый (?!) федеральный компонент ... является федеральным компонентом ... первого поколения". Он "является переходным и временным". Ну а значит - какие могут быть вопросы? Тут же ставится задача "приступить к разработке ... стандартов второго поколения". Чтобы поскорее уйти, надо понимать, от неопределённости ситуации. Только поскорее - не получилось.

 

Что же правительство? А правительство с тех пор никакого Стандарта образования не принимало, потому что его просто нет в завершённом виде. Существует лишь проект Федерального Государственного Стандарта, http://www.standart.edu.ru/, где в названиях разделов то и дело проскакивает "2-е поколение" и где можно погрузиться в очередную многотрудную работу всё тех же или уже других ответственных работников. Наиболее действенное достижение проекта пока - это Постановление Правительства РФ № 142 от 24 февраля 2009 г., утверждающее правила и порядок разработки стандартов, то есть как всё тем же работникам трудиться. Однако пять лет прошло! И до того ещё четыре... Но - некогда, дел-то по горло.

 

Вот какая, так сказать, ненормативная картина. Я уж не упоминаю о содержимом документов 2004 г., это отдельная история, и она давно рассказана мною в опусе "Субъективно и предвзято об образовательном стандарте по информатике 2004 г.", по горячим следам его выхода.

 

Все эти странные, стандартные "нестандартные" годы, мы в своём "низу" почему-то ждали введения в действие документов 2004 г. Нельзя сказать, чтобы с нетерпением и тем более с удовольствием, но ждали. Со всех сторон доносились разные заявления и мнения. Вот, например, в жизнерадостном сообщении Информационного центра Минобразования об утверждении стандартов говорилось, что все мы перейдём на них к сентябрю 2006 г. (см. ниже Приложение 2). Теперь эта справка ничего не значит и не сохранилась, наверно, даже в недрах Министерства, а почитать интересно. Был даже поэтапный план этого введения. Многие школьные администрации успели завести профильное обучение, предусмотренное этими стандартами, что на поверку оказывалось фикцией, пылью в глаза ученикам и особенно их родителям. А уж сколько умных слов о профильном обучении было сказано за эти годы, сколько статей написано! Есть слух, что текущий учебный год - последний для работы "по-старому", т. е. по Обязательному минимуму содержания образования 1999 г. и соответствующему базисному учебному плану, и в следующем году все должны-таки перейти на "новые" стандарты. Есть, говорят, такое распоряжение местных образовательных властей. Но - я его не видел, и никто его показать не может. Если найдёте, дайте знать.

 

В основе этого слуха, наверное, Закон РФ "Об образовании", http://www.edu.ru/legal/SESSION/S__wi7jIU39/PILOT/main.html, ст. 7, п. 7: "Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет".  Т. е. пора утверждать новые стандарты? И не то, чтобы пора, а край как пора. Если, конечно, считать стандартом документы 1999 г. Но ведь можно и не считать, их никто так не называл. Можно отсчитывать от 2004 г., тогда время ещё есть. Но зачем? Ведь стандарты в 2004 г. приняты не были, хоть и называются условно стандартами 1-го поколения. Это были типа пробные стандарты. Следует обратить также внимание, что в положении Закона не устанавливаются предельные сроки действия, а определяется порядок утверждения стандартов, т. е. совсем не обязательно, что они должны быть новыми. В общем, ожидать чего-то дельного про стандарты пока не приходится, со всеми вытекающими приказами, распоряжениями и постановлениями. Нет их, и всё тут.

 

Так что в итоге? По Обязательному минимуму 1999 г. работать нельзя, уже просто потому что его не поддерживают действующие учебники, допущенные как Перечнем текущего учебного года, так и Перечнем следующего учебного года. Они рассчитаны на стандарты 2004 г., не утверждённые на правительственном уровне. Так называемые стандарты 2-го поколения находятся в стадии проектирования. Как же мы все, педагоги, трудимся всё это время, догадываетесь? Правильно, как Бог на душу положит. И это - в лучшем случае.

 


 

П р и л о ж е н и е  1

 

«Российская газета», 15.10.2004

 

Верховный суд признал незаконным последний приказ прежнего министра образования Владимира Филиппова.
Напомним: в марте этого года тогдашний и.о. министра образования Владимир Филиппов, уже покидая свой пост, подписал документ о введении в школьное образование федерального компонента новых государственных стандартов. Многие еще тогда сочли этот приказ нелегитимным. Но лишь один учитель догадался подать заявление в суд.
Стандарты, которые должны были фактически узаконить новое содержание образования, с самого начала вызвали ожесточенные споры в обществе. Оно и понятно, ведь они затрагивали коренной вопрос школьной жизни: чему учить наших детей? Дебаты о стандартах в Госдуме были столь долгими и бесплодными, что в какой-то момент стало казаться: закон "О государственных образовательных стандартах", который мог узаконить их введение, не будет принят никогда. Тогда пришлось поправить Закон "Об образовании". В нынешней его редакции говорится, что утверждать стандарты должно правительство, а не Госдума.
В разработке проекта новых стандартов, которая длилась четыре года, приняло участие более трехсот специалистов РАН, Российской академии образования, ведущих научных центров, вузов, методистов и учителей страны. Был создан целый НИИ во главе с бывшим министром образования РСФСР Эдуардом Днепровым. Сколько денег потрачено за это время, сейчас оценить даже приблизительно невозможно. Когда проект стандарта появился, то многие отнеслись к нему отрицательно. В частности, руководитель столичного Департамента образования Любовь Кезина заявила, что он "хуже, чем стандарт 1993 года".
В конце декабря прошлого года коллегия министерства образования приняла наконец решение одобрить федеральный компонент государственного образовательного стандарта и рекомендовать министерству утвердить его. Все затаили дыхание: министерство не может утвердить стандарт, это же прерогатива правительства!
В конце января появился проект приказа министра, в котором не было пункта об утверждении федерального компонента, зато был пункт о введении его в регионах по графику. Внедрять неутвержденный федеральный компонент? Но на основании чего в регионах будут это делать, на основании чего будут выделяться средства?
Владимир Филиппов так прокомментировал тогда ситуацию: "Я могу утвердить федеральный компонент стандарта. Стандарт принимается правительством, а утверждается законом. Про федеральный компонент там ничего не сказано, и я могу спокойно утвердить его ведомственным приказом".
Но тем не менее руководитель образовательного ведомства тянул с этим приказом до последнего. Почему? Сам он объяснял это так: во-первых, шла содержательная доработка - разработка учебных программ на основе стандартов. Законопроект о государственном образовательном стандарте прошел лишь первое чтение в Госдуме. То есть Владимир Филиппов все-таки ждал, когда будет принят рамочный закон, чтобы после этого утвердить федеральный компонент стандарта, а затем вносить его в правительство в виде государственного образовательного стандарта в целом. Но в конце концов он подписал закон о принятии федерального компонента стандарта, решив, видимо, напоследок поставить точку в эпопее со стандартами. Но точки, как видим, не получилось. Теперь Верховный суд признал подписанный тогда приказ нелегитимным. То есть региональные управления образованием принимать его к сведению теперь не обязаны.

 

П р и л о ж е н и е  2

 

Министерство образования Российской Федерации

 

05.03.2004

 

Состоялось подписание Приказа об утверждении стандартов общего образования.

 

И. о. Министра образования Российской Федерации Владимир Филиппов подписал Приказ об утверждении стандарта общего образования, переход на который состоится в сентябре 2006 года. Об этом он сообщил на состоявшейся сегодня встрече с представителями прессы. 
В течение четырёх лет данный стандарт разрабатывался Министерством образования РФ совместно с ведущими специалистами Российской академии образования, экспертами Российской академии наук, ведущих научных вузов страны, методистами и учителями. 
По словам Владимира Филиппова, введение нового образовательного стандарта позволит в среднем на 20% разгрузить учебный процесс за счёт перераспределения дублированной в содержании разных предметов информации, перенесения более узких тем в профильную школу, усовершенствования учебного процесса. 
И. о. Министра напомнил, что новый образовательный стандарт, в частности, предполагает увеличение часов на изучение иностранного языка (теперь он будет изучаться со 2 класса), информатики. Будут введены предметы по изучению экономики и права. 
Уменьшение учебной нагрузки позволит не только систематизировать процесс передачи знаний школьникам, но и уделить особое внимание их физическому и духовному здоровью. 
Таким образом, по словам и.о. Министра, новый образовательный стандарт обеспечивает решение главных задач, которые поставило перед собой Министерство образования Российской Федерации: устранение перегрузок учащихся; введение профильного обучения; освоение информационных технологий и иностранных языков; увеличение внимания к дисциплинам социально-экономического блока.

 

Предлагаем Вашему вниманию текст комментария заместителя начальника Управления развития образования и региональной политики М. М. Князевой по итогам Коллегии Минобразования России "О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 23.12.03.

 

На совместном заседании коллегии Минобразования России и президиума Российской Академии Образования обсуждался проект федерального компонента государственного стандарта в общем образовании и федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ. Данный стандарт разрабатывался Министерством образования РФ совместно с ведущими специалистами Российской академии образования, экспертами Российской академии наук, ведущих научных вузов страны, методистов и учителей. На совещании было отмечено, что обсуждаемый стандарт имеет общекультурную направленность, его цель - соответствовать требованиям современного общества. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта составляет 75%, процент же регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее10% каждый. Первый заместитель Министра образования России Виктор Болотов подчеркнул: "Каждый регион самостоятельно принимает решение, как использовать, чем заполнить свой компонент, исходя из особенностей региона, местности, учебного заведения".
Одним из ключевых нововведений Госстандарта, как отметил первый заместитель Министра образования России Виктор Болотов, является переход с понедельного планирования учебной нагрузки к годовому. Таким образом, распределение задач на более крупный период времени позволяет более объективно оценить ситуацию и оптимизировать учебную нагрузку. Как результат, по оценкам специалистов в начальной школе удалось уменьшить нагрузку на 20%, в общей школе - на 18%. А согласно опросу, проведенному в 64 регионах, почти 97% работников сферы образования считают, что проект нового базисного учебного плана способствует нормализации учебной нагрузки учащихся.
Как отметил замминистра Виктор Болотов, подобные изменения стали возможны не за счет сокращения содержания образования, а путем перераспределения дублированной в содержании разных предметов информации (т.е. одна и та же информация изучалась на уроках обществознания и истории) или благодаря усовершенствованию учебного процесса (т.е. теперь на уроках черчения для проектирования будет использоваться компьютер). Уменьшение учебной нагрузки позволяет не только систематизировать процесс передачи знаний школьникам, но и уделить особое внимание их физическому и духовному здоровью. Сам же новый государственный образовательный стандарт продиктован особенностями сегодняшнего общества.
К примеру: в начальной школе увеличилось количество часов на иностранные языки. Известно, что изучение иностранных языков в раннем возрасте способствует их более полному и быстрому усвоению, а знание лингвистики чужой страны является обязательным качеством современной полнозрелой личности. Опыт показал, что такой предмет как "Обществознание" оказался для учащихся начальной школы слишком сложным, зато дисциплина "Окружающий мир", предложенная для изучения в 1-4 классах, во многом решит проблемы адаптации ребенка в обществе, обеспечит знание основных социальных и природных законов, поможет сориентироваться в современной действительности.
В основной школе добавлены часы на изучение таких предметов как информатика. Именно компьютерная грамотность позволяет сегодня нормально функционировать, полноценно работать. В наши дни владение компьютерной техникой, знание информационных технологий являются такими же необходимыми навыками, как умение писать и считать. Увеличено число часов изучения такого предмета как "Основы безопасности жизнедеятельности", что поможет подготовить школьника к жизненным трудностям, значительно поспособствует формированию чувства защищенности у школьника, научит поведению в критической ситуации. Существенно больше времени выделено на освоение дисциплины "Обществознание", что, безусловно, будет способствовать верному пониманию государственного и политического устройства, формированию мировоззрения, гражданственности молодой личности.
В преддверии перехода на профильное обучение, которое в массовом порядке состоится в 2006 году, был определен список обязательных, инвариантных предметов старшей школы: русский язык, литература, математика, история, иностранный язык, физическая культура, естествознание/обществознание (гуманитарные профили/естественнонаучные профили соответственно). Замечу, что ранее изучение русского языка в старшей школе предусмотрено не было. Анализ результатов тестирования старшеклассников обнажил необходимость продолжения изучения родного языка в 10-11 классах. Но уроки эти не будут сведены к повторению правил правописания: основные задания на уроках "русского языка" будут творческими, подразумевают симбиоз с русской литературой.
Безусловно, ряд значительных инноваций в базисном учебном плане ставят вопрос готовности к грядущим переменам непосредственно педагогических кадров. Данный вопрос подняли на обсуждение ректор АПКиПРО Эдуард Никитин и ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Эдуард Никитин заметил, что по опыту предыдущих лет институты повышения квалификации вполне могут справиться с масштабной переподготовкой педагогических кадров. Ректор МИОО Алексей Семенов выразил одобрение процесса формирования федерального компонента государственного образовательного стандарта, а именно участие в решение вопроса не только чиновников, но рядовой педагогической общественности, профессионалов различного уровня. Эту же мысль высказал Яков Евсеевич Львович, руководитель главного управления образования администрации Воронежской области, он обозначил опыт открытого доступа к проекту, широкого обсуждения, создание и корректировку плана многими специалистами как положительные явления.
Второй волнующий всех вопрос в обсуждении образовательного стандарта - соответствие школьных учебников обновленному базисному плану. Людмила Антонова, директор ООО "Издательство "Вита-Пресс", обозначила, что вопрос реализации содержания образования требует особого подхода. Талантливых авторов учебников довольно много, а на книжном рынке широкий выбор полноценных учебных изданий. Однако трудно сказать, какая авторская группа по каждому предмету будет достаточно компетентна при создании учебника, соответствующего новым требованиям. По этому вопросу Виктор Болотов заметил, что в ближайшее время не планируется масштабная/тотальная смена учебных книг. Большинство учебников будут использоваться по-прежнему, а школьным педагогам будут предоставлены рекомендации авторов пособий к работе по новому плану.
По вопросу государственного стандарта образования Российской Федерации Министерство планирует совместно с руководителями органов управления образования провести во втором квартале 2004 года еще одно совещание. Однако уже сейчас есть ряд заявок от школ, готовых апробировать на себе новый стандарт, что в принципе возможно с разрешения учредителей учебного заведения. 

Версия для печати
Начало · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS