домой     карта сайта [Начало]   [Карта сайта]  

СУММАТОР
Узелки на память




 



Наш баннер:

info-teach.nsknet.ru


Рейтинг@Mail.ru

рецензия

М. А. Выграненко
Нужное чтение о программном обеспечении

Рецензия на книгу:
Г. Ю. Пожарина, А. М. Поносов.
Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования.
Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. (Серия "Информатизация образования")

 

12 сентября 2008 г.

 


 

Давно мне не читалось такой занимательной книги. Как говорится, от корки до корки и за один присест. Даже "1984" Оруэлла отложен в сторону. Почему?

 

Конечно, привлекла внимание фамилия соавтора, А. М. Поносова, того самого директора, что первым пострадал за ПО и за всех нас, как минимум 80% российских пользователей нелегальных компьютерных программ. Но как водится в отечестве с незапамятных времён, это вызвало нелогичную реакцию: он сразу стал всем известным, вызвал горячее сочувствие, приобрёл авторитет и - вот, вместе с Г. Ю. Пожариной написал книжку.

 

Однако сам факт написания книги ещё ни о чём не говорит. Ведь это мог быть очередной "курс", ничего не добавляющий к массе таких же, или привычно-унылое методическое словоизвержение на ниве информатизации. Всё-таки важнее фамилии - о чём написано и как написано.

 

Главная тема в соответствии с названием - свободное и открытое программное обеспечение - абсолютно беспроигрышна для российского образования, никого не нужно в этом убеждать. И хотя уже есть попытка её практической реализации в учебниках Н. Д. Угриновича для средней школы, книжка, целиком посвящённая ей и научно-познавательная для руководства и учительства, - первая. Смело можно сказать - удачная.

 

Мне, например, давно было известно о существовании бесплатных программ, но я находился как бы в пользовательской летаргии, плывя по течению: "что достал, то и славно". Главное, чтоб программка хорошая была, чтоб работала, а какая она в смысле цены и правомерности приобретения - это, как говорится, "для сведения". И даже печальная история А. М. Поносова воспринималась больше как казус, отдельный случай в далёких краях, эпизод из потока новостей СМИ. Но теперь...

 

А теперь мне всё разложено по полочкам, и я всё уяснил, хотя бы на уровне основных понятий и определений: логично, лаконично, с оптимальной информативностью, так, как я сам составляю свои подготовки к занятиям в расчёте на несведущего слушателя, но которого я уважаю. Чувствуется стремление и способность авторов сделать так, "чтобы никто не ушёл обиженным". И как результат - непреодолимое ощущение выгоды. Я имею в виду именно свободное, т. е. неоплачиваемое ПО (free software), потому что вряд ли кто из учителей будет заниматься модернизацией кода программ (open source saftware), ну разве что в качестве хобби.

 

В книге основной теме сопутствуют ещё несколько. Нельзя сказать, что второстепенных, и нельзя сказать, что лишних, как часто бывает, когда труд силится набрать "вес". Это вполне самостоятельные темы, интересные сами по себе:

  • об информационном обществе;
  • о правовых основах информационных технологий;
  • о приоритетах российского образования и информационных составляющих деятельности образовательного учреждения;
  • об Интернете в образовании;
  • о технологии сайтостроения;
  • о дистанционном образовании.

Погрузившись в любую из них и примеривая, как учитель, к собственным занятиям по информатике или, как руководитель, к вверенному заведению, легко отрешиться и от главной темы. Может, хоть это назвать недостатком книги?

 

Достигая поставленной цели сама по себе, книга замечательно дополнена двумя компакт-дисками. Один из них - открытое мобильное решение операционной системы Mandriva Linux для первоначального освоения. Можно работать сразу, в том числе и в Интернет, если рабочее место имеет постоянное подключение. Второй содержит хороший набор свободных программ, включая OpenOffice, электронные пособия и нормативные документы.

 

Книга предлагается для руководителей образовательных учреждений и подразделений информатизации. И это правильно. Но хорошо бы её не просто прочитать, а изучить всем учителям информатики и методистам, всем, кто имеет отношение к программным продуктам и их установке в образовательных учреждениях. Полезное в ней найдётся и для учителей-предметников, всё шире применяющих информационные технологии в своей деятельности.

 

Я закрыл книгу с желанием начать информационную жизнь заново. Ничего удивительного - ведь мы привычны всё время обновлять программы, "доставая" их где-нибудь и как-нибудь, ностальгируя некоторое время по прежним версиям. А теперь пришла пора изменить отношение к самому процессу, вспомнить про принципы. Желание обновиться возникло благодаря этой книге.

 

Начало · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS