домой     карта сайта [Начало]   [Карта сайта]  

СУММАТОР
Узелки на память




 



Наш баннер:

info-teach.nsknet.ru


Рейтинг@Mail.ru

Комментарии

НАУМ ПРИШЕДШИЙ
КОММЕНТАРИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НОВОСТЯМ


Комментарии перенесены сюда в связи с утратой отношения к месту публикации. И с возвращением истинного "имени".

"Дружба" обязывает

25 апреля 2014. К репостингу "Тенденции обязывают" о конференции в НИПКиПРО на тему «Развитие региональных систем образования и повышение эффективности инновационной инфраструктуры субъектов РФ».

Странная конференция. Странный состав участников. Странное отсутствие приуроченности к чему бы то ни было. Или такие, как я, просто не в курсе. Не странная только давнишняя "дружба" регионального министерства с образовательным "Лысенко" 21-го века, доктором от педагогики А.М. Кондаковым, о разрушительно-вредительской деятельности которого не говорят только немые, безумные и заинтересованные. Вот, похоже, его послушники и собрались. Очень печально за В.Я. Синенко, всё-таки тоже доктор наук и даже физик изначально. Хотя что я могу знать о его зависимостях? Надо полагать, зарождается очередной стандарт - дополнительного образования. Интересно, сколько господин генеральный директор их может придумать.

В ответ на реплику, что "ничего странного":

Вот и я про ту же нестранность. А вы видели презентацию А.М. Кондакова? Я вот о чём подумал: что за наркоз в этом несусветном бреде, собирающий конференции с начальством и теми, кто при них? Смотрели во все глаза, ловили каждое слово, хлопали в ладоши, наверное...
4 кадр: педагогика до XXI века перечёркнута(!), от людей на картинке осталась только нижняя половина, шагающая в "новую педагогику".
Вот уж точный у него девиз: "Мы готовим учащихся к будущему, которое не можем  четко описать". А может - диагноз.

Иллюзия благости

8 апреля 2014. К репостингу "Из первых уст" (по "Учительской газете") о том, как "Рособрнадзор предпринял целый ряд шагов для того, чтобы процедура сдачи ЕГЭ была максимально безболезненной для выпускников." Этот комментарий вызвал ожесточённую переписку с администрацией ресурса.

В наблюдении новостного ЕГЭ-репостинга на региональном образовательном портале у меня сложилось впечатление, что выполняется задача создания иллюзии благости. Зачем? Кого хотят ввести в заблуждение постановщики и исполнители такой задачи? Что можно построить на лицемерии? Только разрушить, причём в конце концов себя, т.е. источник лицемерия. Рано или поздно. Такое понимание позитива и толерантности - ничто иное как только угодничество.

И это тогда, когда повсеместно, в разных СМИ, о "максимально комфортной психологической обстановке" совсем другие заголовки:

"Мы имеем дело с мафией, которая за серьезные деньги распространяет материалы ЕГЭ"
Эксперт: Надо разогнать негодяев из Минобра и Минкомсвязи, которые придумали фальшивые ЕГЭ!
Минкомсвязи "сольет" в Интернет фальшивые варианты ЕГЭ
Медведев: за махинации с ЕГЭ педагоги должны нести уголовное наказание
Школьники Липецка на репетицию ЕГЭ несли телефоны, планшеты и ножницы. Проверку честности металлоискателем не прошли более половины выпускников
О неуместной креативности
 
Я уж не говорю о комментариях педагогов к этим материалам. Впрочем, это не только по отношению к ЕГЭ. Неужто Новосибирская область и её педагоги - это некий уникум и феномен в системе образования страны.

Сергеев Владимир (ник), 9 апреля 2014

а ваш постинг как то все больше напоминает троллинг, уважаемый. Это же тролли обычно не по сушеству высказываются, а про место куда пришли.
Попробуйте не ходить сюда. Комментируйте в перечисленных источниках, как то логичнее!

Поспешная услужливость 9 апреля 2014

Поспешная услужливость приводит к проблемам с логикой, выражающимся в отсутствии аргументов, раздражению и безграмотной письменной речи. Мне достаточно было бы сказать: от тролля слышу. Но я обратился к Википедии за прояснением термина "троллинг". Своё мнение по поводу новостей про ЕГЭ на этом сайте даже с натяжкой не могу подвести под его определение. В нём нет ничего "агрессивного, издевательского и оскорбительного", только горечь за манеру информирования педагогов региона, в котором живу и образованию которого я не чужд. Почему же вы возложили на себя роль отвадить меня ходить сюда и отправить к источникам? Ваша логика - обозвать человека и предложить ему "выйти вон". Вы реагируете на мои сообщения не первый раз, вроде как поджидаете их. Сами-то ничего не пишете. Может, эта роль на вас возложена, да за соответствующий пряничек?
 
"Это же тролли обычно не по сушеству высказываются, а про место куда пришли."
Вам лучше знать. Да вот только с тем, как у меня "обычно", промашка вышла. Вы даже не заметили, в чём существо было. Главное - место соблюсти.
 
Посоветую и я вам в ответ в силу нашего пользовательского равноправия. Обратитесь к администрации сайта, чтобы отключили комментирование из-за таких, как я. Или удаляли моё мнение, как уже случалось. По вашей логике сайт только выиграет в солидности и посещаемости. Я начинаю понимать, почему меня предупреждали насчёт комментирования новостей здесь.

Вера Владимирова (ник), редактор новостей, 10 апреля 2014

Возьмите назад свои обвинения в лицемерии и угодничестве.

Ответ редактору 11 апреля 2014

Звучит как должностное распоряжение. Но вы путаете мнение читателя с обвинением (должностным лицам почему-то всё время мерещатся обвинения). И я не манипулирую своим мнением.
 
Пожалуйста, сделайте так, чтобы моё мнение не находило оснований или опровергалось аргументами. Обратите внимание на слово "пожалуйста".

Видеоуроки - дело полезное

3 апреля 2014. К сообщению о видеокурсе «Уроки информатики и ЕГЭ» профессора Тверского государственного университета Владимира Биллига на сайте Национального открытого университета «ИНТУИТ».

Видеоуроки - дело полезное. Особенно по информатике с уклоном в подготовку к ЕГЭ. И профессор молодец. Только вот что тут настораживает. Это лекции университетского профессора и именно ЛЕКЦИИ, со всей свойственной им сухостью и даже нудностью. Со всей их концентрацией на одной стороне учебного процесса - преподавателе, доске и учебном материале. Остаётся ощущение, что профессор занят не своим делом.

А потребители - это ученики старших классов. В них ещё много детского, они могут отвлечься, задать посторонний вопрос, повздорить друг с другом, рассмеяться, бросить самолётик в направлении доски. И это ещё мягкие варианты. Им нужен именно УРОК, а не лекция, как он издавна представляется в школе. И поэтому, мне думается, "Интуиту" надо было приглашать опытных, высококлассных учителей, которые знают школьную среду и как в ней вести свою учебную линию. Пускай не видно было бы внимающей стороны, как на постановочных ТВ-лекциях проекта "Academia", но должен быть виден диалог, беседа, улыбка, уместная шутка, направленные в другую сторону монитора. Тогда эта другая сторона будет воспринимать видеоурок как живой, с желанием смотреть/слушать и выполнять задания. Это ведь такая педагогически простая и естественная вещь: студентам - университетово, а школьникам - школьниково.

Пшик

28 марта 2014. К репостингу "Результат, да не тот"о научно-практической конференции «Школа 2021: законное право на образование», прошедшей в рамках V Петербургского образовательного форума. Её участники из 19 регионов России обсудили возврат сочинения, объединение родителей в межшкольные сообщества, индивидуальный учебный план и эффективный контракт. А также – что изменится в образовательной организации с введением всего перечисленного.

По-моему, только ради эффективного контракта и собирались. Это сейчас у руководства тема номер 1, насколько я слышу. Остальное - так, фон. Только что-то маловато регионов представилось, кворума нет, так сказать.

Значит, уселись "в прямом смысле слова за круглые столы" и разбирались с проблемами. Это, как говорят, мозговой штурм. И что на выходе? А ничего, как я понял. Посидели просто. Не штурм, а пшик вышел. А каждому - билеты на самолёт туда-сюда и прочее...
 
Вот "стол" про эффективный контракт. Оказывается, "школы разные и люди, в них работающие, тоже очень разные". Чтобы это выяснить, надо было, слетаться в Санкт-Петербург. А мне интересно: что такое "статусные школы", чем определены? Как-то так всплыло понятие, откуда ни возьмись, как "дорожная карта". Хотя нет, откуда последняя взялась, известно. Но сразу тоскливо стало: сельские школы-де - не статусные. Как им, бедолагам, эффективность мерять? Акцентик какой-то неприятный. "Нельзя подходить с одним и тем же измерителем" - а хочется же подойти-то...

"Стол" про обязательное сочинение тоже ничего не решил. Одни вопросы и мысли, главная из которых - "кто будет к нему готовить, если в школах наблюдается дефицит хороших словесников". То есть это они поняли. Ну и? Только для того и сели за стол, что ли?

С межшкольным родительским сообществом тоже сплошной вопрос. А кто эту идейку принёс? Понимает ли, к чему сведётся? Видел ли общешкольные родительские собрания, и кто там активисты?

То же самое - со столом про индивидуальный учебный план. О чём говорильня, когда "всё не просто" до такой степени?

Но вот это золотая фраза: "Никто не сомневается, что изменения в системе образования необходимы, и они уже идут." Замечательный итог слёта. Галочка поставлена. "Широкое общественное обсуждение" произошло. Можно начинать требовать на местах ввода "эффективных" контрактов.

А вот если бы с самого начала озвучить мнение доктора О. Лебедева*, то и собираться не надо было. Но кажется, к нему не прислушаются там, где созревают "проектирования и разработки всего нового".
* Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Олег Лебедев заметил, что любые изменения в сфере образования могут давать результаты, только не всегда это те результаты, которые ожидались, и это нужно учитывать при проектировании и разработке всего нового в системе образования.

Несомненно цинизм

23 марта 2014. К репостингу "За что исключили учебники?" о проекте перечня рекомендованных Минобрнауки РФ учебников, из которого исчезло несколько известных линий и УМК.

Несомненно, цинизм Минобрнауки в "максимальной открытости" его процедур и в сопровождающих ситуацию разъяснениях министра Ливанова. Потому что выгоды некоторых издательств и чиновников уже и не пытаются скрыть.

Но цинизмом больнО не только министерство, а вся система образования. Как ни печально, но к окончанию моей педагогической деятельности я укрепился в этой мысли. Что делают руководящие структуры на местах? Бессовестно врут, подобострастничают в едином порыве "одобрямса", извиваясь по змеиному и строча угоднические отчёты, придумывая псевдообразовательные трескучие мероприятия, конечно, в рамках нового закона, ФГОСов и т. д.

Цинизм процветает в школьных администрациях, директорат на всё готов, лишь бы сохранить себя в креслах.

Цинизм насквозь пронизывает и учительство, особенно после ввода новой системы оплаты труда.

Но цинизм такая штука, он ест сам себя изнутри. Это раковые клетки системы, они формируют злокачественные опухоли. И так далее.

4 марта 2014 имела место перекличка двух персонажей, М.А. Выграненко и Наума Пришедшего, к репостингу "Реклама – двигатель педагогов" о том, что "Минобрнауки РФ намерено с помощью социальной рекламы поднять статус российских учителей". Начал первый из них:

А Париж - город контрастов

"Реклама - двигатель педагогов": да уж! (как говаривал известный "бывший член государственной думы"). Перл славный. А Париж - город контрастов...

Есть ощущение, что федеральное министерство надо лечить, в полном составе. От непрофессионализма и затянувшегося увлечения высасыванием из пальца идей и занятий. Там, интересно, знают расценки на рекламу, на 1-м канале (например)?

Комиссии, программы, мониторинги... Очень своевременный ПРОЭКТ. И очень продуманный. Но в нём прячется намёк на то, что раньше этим не занимались, и вот нестерпимо понадобилось "повысить социальный статус педагога".

Я, похоже, тот самый Пабло, о котором пел Борис Борисыч Гребенщиков:

Пабло, судя по выраженью лица,
Ты совсем недавно вышел из леса,
А судя по тому, как ты смотришь вокруг,
Ты снова хочешь туда зайти.


Наум Пришедший:

Ну вот, Михаил Александрович, а говорили, что не пишете больше комментарии к новостям. И меня отговаривали. А тут такой всплеск толерантности.

М.А. Выграненко:

Грешен - не сдержался, дал слабину. Никак не взращу в себе нордическую выдержку, искусство не высовываться и службоутверждающий пофигизм. Мне ещё равняться и равняться, брать пример с подавляющего большинства, с так называемого среднезарабатывающего учителя. Сколько я твердил ночи напролёт как молитву: "Надо помалкивать. А лучше повторять волшебное слово ИННОВАЦИЯ, радостно улыбаясь коллегам и начальству". Да, видно, уж поздно гнуться - ничего не поделаешь. Предопределено мне так и дотягивать до пенсии несогласным, сомневающимся и заклеймённым печатью негатива.

Традиция сильнее министерской дури

25 Февраля 2014. На репостинг "Традиция сильнее" об отмене Минобром РФ школьных медалей и попытках сенаторов откатить ситуацию (пленарное заседание СФ в конце января) и лавировании министерства (24 февраля первый заместитель министра Наталья Третьяк на заседании профильного комитета по образованию СФ, отвечая на вопрос о позиции Минобрнауки в отношении этого инструмента поощрения выпускников, сказала, что «министерство намерено его сохранить»).

Я продолжу мысль, предусмотрительно скрытую в заголовке. Конечно, традиция сильнее министерской дури. Министерство в этом сюжете снова село в лужу и будет непременно побеждено. Но не бесповоротно и не окончательно - на это надежды мало. А то как же так - одним махом и бороться не с чем? Не интересно будет жить в образовании.
 
Опять, как в случае с предметами предстоящего ЕГЭ, обращает внимание краткосрочность шараханий. Это симптом. Он похож на возвращение временного сезонного перехода, с которым, впрочем, власть старается выдержать паузу.
 
А образовательное министерство решает быстро про "особые успехи в учении" - чик их, "так как сейчас они не дают никаких льгот при поступлении в вузы". Понимание у чиновников про стимулы, льготы и выгоды очень поверхностное и по своим, чиновничьим, понятиям. При чём тут мнение родителей, учителей и выпускников? А ещё и украсились венчиком: с барского плеча "регионам была оставлена возможность устанавливать собственные виды поощрения".
 
Весёлая пляска. Опа-опа-шинанай.
 
Но сенаторы одёрнули, как мальцов. И сразу на попятную. Первый заместитель министра образования и науки РФ поспешила заверить, что «министерство намерено его сохранить», механизм поощрения "особых успехов". Кстати, об "особых успехах". При царе выражались аккуратнее, особостью не тыкали всех остальных, неособых: на гимназических медалях было написано "преуспевающему", подчёркивая, что это, хоть и успешное, но только начало пути. А вот уже на медали закончившего университетский курс писалось "преуспевшему". И без всяких шараханий. Так-то.
 
Ну а наши деятели, видимо, искали и нашли себе работу - теперь "совместно прорабатывают вопрос о законодательном закреплении поощрения учащихся". Будет пролито много пота в трудах праведных.

Министерская качуча

24 Февраля 2014. К информационному сообщению Минобрнауки РФ о письме руководителям вузов "О перечне вступительных испытаний при приёме на 2014/2015 учебный год" (ДЛ-63/05 от 21.02.2014).

Ну вот - пошли разъяснительные письма родного министерства. Не признавать же свою посленовогоднюю "поспешность"*. Вся эта суета напоминает мне танец, этакий забавный и с вывертами. Испанскую качучу, например. О нём Википедия нам сообщает: "обычно танец сопровождается стуком кастаньет и притоптыванием каблуков". Да, так и есть - и директивный треск, и притоптывание в адрес вузов.
* Имеется в виду Приказ Минобрнауки РФ № 1 от 09.06.2014 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалиста".

Теперь уже не до конца марта "рекомендуется" корректировка, а до 1 марта. Потому и торопится министерство к вечеру предпраздничной пятницы. Одна торопливость порождает другую. Это когда нет способности продумывать свои шаги на 2-3 вперёд, анализировать образовательную ситуацию и просто иметь о ней представление.

И опять стрелочка аккуратно и настойчиво переводится на вузы: "дополнительно проанализировать объявленный ими на сайтах перечень вступительных испытаний". Ими... "Министерство еще раз обращает внимание вузов на то, что абитуриенты уже начали подготовку к ЕГЭ..." Надо же, "ещё раз". Какая забота министерства об абитуриентах. И об учителях (кто ж готовит?). И о школах... Ну что же вы, вузы, подумайте ещё разок!

А в связи с этой качучей вспоминаются нетленные вирши Козьмы Пруткова под названием "Желание быть испанцем". Они же про наше министерство и отечественную систему образования, вне привязки к временам.

"Дремлет вся натура" - так и есть: всё это возможно на фоне гипнотического сна нашей педагогической общественности, включая замок Памбру и Эстремадуру.

"Дайте руку верную,
Два вершка булату,
Ревность непомерную,
Чашку шоколату."


Всё уже дадено. Всё в распоряжении министерства - и руки верные, и гонор, и, конечно, "чашка шоколату".

"Пусть дуэнья старая
Смотрит из окна!

За двумя решётками
Пусть меня клянёт."

Мне представляется, что речь идёт о науке, в том числе педагогической. Я имею в виду добросовестную и честную науку, а не инновационное подбегалово.

"О сеньора милая,
Здесь темно и серо…
Страсть кипит унылая
В вашем кавальеро."

Вот эта "донна" и есть российская система образования. А уныло-страстный "кавальеро", соответственно, - её министерство.

"Здесь, перед бананами,
Если не наскучу,
Я между фонтанами
Пропляшу качучу."

Пропляшет, пропляшет ещё не раз. Даже когда и наскучит. В раж войдёт - не остановишь.

"Но в такой позиции
Я боюся, страх,
Чтобы инквизиции
Не донёс монах!"

Да нету её, инквизиции-то. И страха давно нет. Тем более, если под "инквизицией" понимать, например, профессионализм или совесть.

"И на этом месте,
Если вы мне рады,
Будем петь мы вместе
Ночью серенады."

Это точно. Рады многие. И подтанцевать тоже, включая установку в многочисленных репостингах "плюсов", лайков, сердечек и  прочая. Поэтому как бы всё нормально - с такими танцами. Как бы.

Открываем прописные истины

19 Февраля 2014. К очерку А. Юдиной "Чтобы обнять друга, нужно выйти из Сети".

Открываем прописные истины. Вламываемся в открытые двери, давно и много раз пройденные и учёными людьми со всяким там научным инструментарием, и обычными - с народной сметкой, жизненным опытом, передачей семейных традиций и просто инстинктивным здравым смыслом.
 
Читаю некоторые фразы и думаю: это же надо - до каких мы заморочек и суесловия дошли! Вместе со всеми своими компьютерами и Сетями. Ладно, по порядку.
 
"С компьютером и Всемирной паутиной современные дети порой знакомятся раньше, чем с букварем и прописями."
Плохо. Родителям неуд. Пустили на самотёк, чтобы самим не утруждаться. Потеряли представление, что поднимать/воспитывать своих (своих!) детей - великий труд, с самоотдачей и самоотверженностью, которые во все времена были естественными. Видимо, кроме нынешних, компьютерных. Слово "великий" подразумевает намного больше, чем просто тяжесть. Вот эту правду и должны говорить педагоги родителям. Если, конечно сами её понимают.
 
"Увлечение детей Интернетом и компьютерными играми пугает родителей и педагогов."
Пугать это может только тёмных, с ослабевшими представлениями о семейном воспитании, людей. Так что речь идёт о псевдородителях и псевдопедагогах. К сожалению, и тех, и других сейчас немало - признаки кризиса института семьи и института образования налицо.
 
Дальше всё правильно говорит специалист. Всё правильно - и про экстравертов, и про эмоциональную дезориентацию, и про неадекватность самооценки детей. Это и есть результаты кризиса института семьи. Однако в выводах находится другой виновник: «Компьютер еще называют «драконом, питающимся детскими душами»». Но находится слишком быстро и слишком легко. Да ведь компьютер - только инструмент, плод ума и рук человеческих, - в нём ли вина?
 
Рекомендации тоже верны, более того, они педагогически-хрестоматийны. Никаких открытий и откровений для здравомыслящих родителей. И вот он, вывод о «необходимости создания и поддержания семейных традиций», напрашивавшийся изначально.
 
Отвечу на риторические итоговые вопросы, раз уж они заданы, и ими задаются.
 
"Неужели экспрессивность и конфликтность в детской среде возникла лишь с приходом в нашу жизнь Интернета?"
Нет, конечно.
 
"Можно ли назвать слабое соблюдение ребенком норм и запретов симптомом психического заболевания?"
Нет, конечно. Это симптом плохого воспитания. Факт психологии, а не психиатрии.
 
"Все ли дети, играющие во время урока в школе в игру на мобильном телефоне, рискуют быть отнесенными к разряду интернет-зависимых?"
Нет, конечно. Тут совсем другие зависимости и проблемы. Хотя очень многие взрослые, родители, проблем не видят. И это гораздо бОльшая проблема.
 
"Возможно, не так страшен этот дракон, каким его изображают психологи?"
Возможно. Даже наверняка. Если человек, сделавший себе инструмент, боится его, называет драконом или ещё каким жутким зверем, то его как раз и надо лечить. Будь он психологом, будь он кем-то ещё. А после лечебных процедур и приёма возвращающей к реальности микстуры, перед благотворным сном читать ему основы педагогики и труды Я. А. Коменского.

Ещё раз о театре абсурда

18 Февраль 2014. К репостингу статьи С. Петухова "Как поступить со вступительными экзаменами" (РИА Новости).

Вот это точно театр абсурда. Эти чудачества нашего министерства затемнения и лично министра Д. В. Ливанова достойны занесения в Книгу рекордов и транслирования на образовательном радио. Я бы понял, если бы речь шла о следующем учебном годе, но на финишной прямой к окончанию школы, за считанные месяцы до абитуриентства - это надругательство над здравым смыслом. Ну ладно - у них там, в министерствах-ведомствах, такая субстанция, как здравый смысл, похоже, изжита. Но мы-то, мы-то ещё держимся за него слабеющими ручонками, учеников призываем из последних сил ему следовать. А тут такой урок выдан! С тобой, человечишка, микроб ты этакий, мы можем делать, что хотим и когда нам заблагорассудится. Только "заблагорассудится" - слово в данном контексте неудачное.

Забавная (если это можно назвать забавой) и странная, под стать всё той же пресловутой Книге, фраза: "И если называть вещи своими именами, то ректоры воспользовались приказом министра как удобным случаем..." Если называть вещи своими именами, то ректоры - на минуточку - выполнили приказ министра. Кто размахивает шашкой, ректоры, что ли? Не надо - шиворот-навыворот. Другое дело, что такая директива министра могла зараннее лоббироваться. Не исключено и очень даже вероятно. Уж больно с этим ЕГЭ много "вопросов", кто же этого не знает. Но приказ-то чей, который следует исполнять?

А вообще-то идея "ввести у себя те вступительные экзамены, какие они считают наиболее подходящими для профиля их вуза" - очень даже здравая. Об этом можно размышлять в министерстве и советоваться с ректорами. Да разве ж в "театре абсурда" принято размышлять? Вот и приходится наскоро выдавать устные рекомендации по невыполнению собственного приказа, вузы делать виноватыми, мол, сами просили, пытаясь уберечь "лицо". Да только нет его, "лица"-то. Маска арлекинская.

"Вузы как минимум до конца марта имеют возможность отменить свое решение..." - изворотливо поясняет замглавы Минобрнауки. Поясняет! "Своё решение"... Это даже не театр, а цирк. Пеплом голову надо обсыпать, а не пояснять, если уж нет мужества уйти с начальнических постов по совести. Чтобы не добивать остатки здравого смысла.

А общественность, естественно,  в эти обещания не верит. Вот они, уроки для подрастающего поколения: 1) верить никому нельзя, особенно начальникам; 2) обмани первый, иначе обманут тебя; 3) ...

Теперь дилемма. Если министру отменить свой приказ, то укрепить театр абсурда как характеристику органов управления системы образования. Если оставить в силе, то очередной раз подставиться самому, но, что более существенно, подставить выпускников этого года. И всё одно - укрепить театр абсурда. И тут даже полномочия депутатов не помогут его прикрыть.

Об ознаменованиях

27 января 2014. К обзору А. Юдиной "Что несет нам год грядущий" отчётного годового доклада министра образования, науки и инновационной политики НСО.

Прямо как в "старые-добрые" времена - парадный отчёт партийно-хозяйственного актива во главе с Первым. Улыбнулся и ностальгически вздохнул (шутка). А может, и не меняется ничего по существу в образовании, несмотря на радостные возгласы об инновациях и это же слово в наименовании министерства. Или точнее - прикрывая ими. Не буду углубляться - ЧТО, только прослежу фразы, с особой нежностью к риторике.

"Ознаменовался существенным укреплением...", "повышением уровня...", "открытием новых..." - как это свежо и даже конгениально, по слову одного известного литературного персонажа. А ещё это частое перечисление миллионов и миллиардов рублей. Простой обывательской голове никогда их не осознать, но эффект производит. Должно производить, по мнению министра и тех, кто ему готовит речи.

С садиками и местами в них получается здорово, только вот очередь осталась почти в половине муниципальных образований, про ясли и вовсе молчок. Говоря про школы, министр ловко перешёл от годичного отчёта к трёхгодичному. И сразу стало всё солиднее и впечатляюще. Сомнений нет, что работа ведётся.

С зарплатой педагогов - всё, "проблема решена". Как, совсем и навсегда? Да нет, только с "повышением уровня". Повышение было? Было. Не придерёшься. Значит, проблема решена. Лихо, да? А размышления про среднее арифметическое в отчёты не закладываются. Был, оказывается, норматив и он перевыполнен. А средняя зарплата (опять средняя!) будет не ниже 29 500 рублей. Но подождите, я только несколько дней назад тут же читал (в новости от 23 января), что по данным исследования РАО среднестатистический (и снова среднее!) школьный учитель "получает меньше 20 тысяч рублей". Получается, что наша область в суперпередовиках по стране? У нас на 10 тыс. получают больше, чем во многих других местах? Никогда не доверял счетоводам, уж больно они послушные - как им зададут, так и посчитают. Особенно средние величины. И на что ещё обращаю внимание: выходит в пед. среде немало тех, у кого зарплата за сорок. Да уж - кому война, а кому мать родна. Но тут всегда нынче поспевает тезис об эффективности учительского труда, на чём непреминул "настоять" В. А. Никонов. Что и говорить, про количество и качество работы тех, у кого за сорок, ходят в народе легенды...

С ЕГЭ тоже всё ясно - ни шагу назад, пропускать через "скобы" и металлоискатели, досматривать с пристрастием. Тут местного творчества не предусмотрено, всё определяется наверху, так что и отчитываться не о чем, только выполнять положенное.

А вот про предстоящие задачи интересно. Планируется "сосредоточиться на вопросах повышения качества". Ещё одна свежая перспектива, хотя уже создана целая "система управления качеством". Сдаётся мне, что только на бумаге и чиновничьих совещаниях, судя по грамотности молодёжи в различных проявлениях, в том числе в Интернете. Три года "в пилотном режиме проводилось ежегодное психологическое тестирование школьников на привязанность к наркотикам"... Зачем? Если все заборы и стены в Новосибирске размалёваны телефонными номерами с подписью СМС. И наверное, только младенцы не знают, что это такое. "Мы создали тестовые исследования"... Деньги, наверное, тратятся и закладываются для психологов. И почему я не учился на психолога... Ну, и всё. Это все задачи, во всяком случае, приводимые в сообщении. Нет, так соседнюю Финляндию, бывшую колонию России, по успехам в образовании не догнать.

Разрушение интриги

26 Январь 2014. К видео мастер-класса члена Общественной палаты (на тот момент) Сергея Волкова, который состоялся в Общественной палате РФ 26 ноября 2013 года, в первый день проведения финальных мероприятий Всероссийского конкурса «Директор школы 2013».
Источник: блог Сергея Волкова, https://www.facebook.com/sergej.lupus

Я не поленился, посмотрел и послушал. Поучительно, и в хорошем смысле. Говорилось об очень важных вещах и важно, что  говорилось открыто. Это не похвала докладчику, говорится сейчас много чего, но и не говорится - тоже. Я постарался сохранить рассудочный взгляд и записал плюсы и минусы для себя.
 
Плюсы
 
1. Рефрен выступления, первое главное, что проходило через все слова - констатация всеобъемлющего вранья в современном российском образовании. И лицемерия. Второе главное - констатация страха и всего вытекающего из него. Тут сразу возникает вопрос: откуда такой страх? У меня два ответа: так повелось (привычка) и жуткая зависимость (как от внешнего, так и от внутреннего). Именно из этих двух моментов следует очень верный тезис С. В. Волкова: неимоверное увеличение имитационных процессов в образовании.
 
2. Речь оригинальная, образная, наглядная и доказательная. Ничего нового докладчик не открывал директорам, большую часть они внутренне знают и сами. Уже только в силу того, что это аксиоматичность здравого смысла. Страшно как раз то, что их деятельность и деятельность вообще в образовании сегодня стремится уйти от здравого смысла, часто даже с каким-то циничным наслаждением. Страшно, хоть и смешно, что и демонстрировал зал. Все присутствующие знают и понимают, о чём речь. Это не тот случай, когда "не ведают, что творят". Такие уроки - вранья и страха - директора и учителя несут детям. И те их впитывают, заряжаясь цинизмом на свою будущую жизнь. На наше будущее.
 
Минусы
 
1. С. В. Волков делает незаслуженные реверансы в адрес директоров и министерства (министра Ливанова). А ведь это как раз те (говорю не о присутствующих), кто всё названное выше и порождает, будучи в одной связке. Реверанс первый: фигура директора "ключевая и трагическая". Что касается ключа - так было всегда, это аксиома, трагичность оставлю без комментария. Подавляющее количество директоров ловит свою - и аппетитную - рыбу в нынешней образовательной воде. И стараются поддерживать это status quo - выгодно. Примеры борений, которые приводит выступающий, - исключения, это хорошо известно и пояснено в докладе. Да и само явление борений говорит само за себя -  действительность, система не правдива и не праведна. А кем она создана и создаётся?
 
2. С. В. Волков хитрит, что он только учитель, никогда директором, администратором не был и не будет. Он руководит федеральным журналом - значит, тоже директор. Он заседает в Общ. Палате, в комиссиях министерства, общается с Ливановым и Путиным - значит, администратор. Не сомневаюсь, что в школе он работал, но сейчас практикующим школьным учителем не является. Только преподаёт в школе-студии МХАТ (сам сказал), а это другое. Да и как это возможно при такой загрузке - редакторство, членство, поездки по стране "генералом из Москвы" - не знаю. Он давно не "марь-иванна", хотя правду знает и говорит о ней.
 
3. Слишком много перечислений своих заслуг в начале речи. Пытается как бы установить планку "кто я". Ну, у всех свои слабости.
 
Нет, это был не мастер-класс. Это был позыв приоткрыть глаза на действительность и на самих себя людям, стремящимся победить в сложившихся неприглядных условиях. Попытка вернуть к правде, которую многие стараются спрятать глубоко в себе, те, которые её ещё не изжили. Опять же для того, чтобы победить.
 
Полезная встреча. И полезное сообщение на сайте, даже удивительное на фоне других, обычных, задаваемых к доведению всё той же системой. И никакой "главной интриги" нет, это была просто горькая шутка в завершение. Главное - не в том и не там.

Ответ М.А. Выграненко:
Согласен с Вами. Возразить нечего, а это случается со мной редко smiley. У меня вот только одно сомнение насчёт С. В. Волкова. Не ставленник ли он системы, о которой ему разрешили говорить правду с целью выпуска пара и создания имиджа озабоченности ситуацией на самих верхах? Вот эти минусы, отмеченные Вами, наводят на это сомнение. С чего бы он иначе был так востребован системой: он и в Палате, он и главред, он и посланец по регионам... Что-то тут не так. Другие только начнут за совесть и за правду - так сразу под суд или под увольнение. Сам приводил примеры. А ему можно. Заседает в Палатах, защищает, ободряет просителей и ходоков, вопросы и предложения с мест собирает. И тут под конец выступления - держитесь, мол, ребята, вся надежда на вас. А говорить, правду-матку резать мастер, спору нет. Но искренен ли? Возможно, это такой педагогический троллинг.

Забавно

23 января 2014. К репостингу официальных сообщений «Не надо выполнять пятилетку за два года».

Забавно, что большая часть текста сообщения перечёркивает очередную новацию министерства. Мне как-то стало отчётливо ясно, что госпожа Третьяк вместе со своей комиссией бегут впереди паровоза. Это выходит из мнения директора Ямбурга (интересно, а его звали в состав тех "лучших", что образуют министерские комиссии?). Это выходит из исследований пед. учёных (достаточно грустных, надо сказать). А "учитель года" вообще впал в крамолу: назвал министерский стандарт (!) "немного романтичной мечтой". Спрашивает: "удастся ли". Упустил, с кем дело имеет.

Но они всё равно бегут. Вот нашли себе задачку: КАК теперь перейти. Но ничего - составят план, промониторят эффективность работы учителей. Ох уж эта любимая нынешняя затея начальства и чиновничества - измерить эффективность и обсчитать. "Очень важная" - деньги же... А кто будет измерять эффективность? Ну конечно, они же, начальство, кто ж ещё. Составят какие надо критерии. А НАДО для чего? Да всё для экономии, ой, оптимизации.

А про Германию лучше бы нам не рассказывать. Вредно для здоровья, особенно психологического. Особенно на пенсии.


Никакого волшебства, только деньги


21 января 2014. К очерку А. Юдиной "Репетитор – как волшебная палочка".

1. ЕГЭ и вступ. экзамены - это на сегодняшний день одно и то же (за искл. творческих специальностей).

Этот пункт и следующие два являются реакцией на начальные фразы очерка:
ЕГЭ, ГИА, олимпиады и вступительные экзамены – это головная боль не только детей, но и родителей. Чтобы их чадо успешно прошло все учебные испытания, многие решают обратиться к репетитору. Но найти компетентного специалиста, с которым ребенку будет комфортно заниматься, – задача непростая. Чего ждут от него родители, и с какими просьбами обращаются?
В наше время найти репетитора не составляет особого труда: помимо традиционных объявлений в газетах, существует множество специальных сайтов, где любой желающий может найти педагога на свой вкус и цвет.
 
2. Почему же олимпиады головная боль, тем более для родителей? Насильно никто не заставляет. Правда, учителя иногда используют разные формы нажима. Для них это точно головная боль, в силу нынешней необходимости добывания портфолио и надбавок за "эффективность".
 
3. Написано, что найти репетитора "задача непростая", и тут же - она "не составляет особого труда". Замысловато. Обращает внимание также желаемая черта специалиста: "с которым ребенку будет комфортно заниматься". Интересно бы прояснить, что подразумевается под комфортом: мягкое кресло или угодничество поставщика услуг за оплаченную сумму? Очень для многих учебный труд в принципе не является комфортным, и тогда на помощь приходят лицемерие и нянченье. Уж не говоря про то, что натаскивание на ЕГЭ - это не совсем образование и уж тем более не знание+умение.
 
4. Родители ждут одного: чтобы дитё поступило. О качестве преподавания, да ещё заранее, они зачастую не имеют понятия. В действие вступают внешние эффекты саморекламы, в той или иной степени умелости преподносимые будущим наставником. Одним словом - понты. Родители посмышлёнее предпочитают народную молву, широко распространённую с глубоко досайтовых времён. Там, где есть возможность, конечно (в основном, в городах). И приемлемость цены здесь очень условна, впрочем, как и везде на рынке; как говорится - один хитрец продаёт, другой покупает, и кто кого перехитрит.
 
5. Форумы и другие социальные песочницы - это тоже народная молва, но самая ненадёжная для получения информации о репетиторстве, что и подтверждают приведённые цитаты. В них смешаны представления о репетиторах и учителях при непосредственном исполнении, т. е. на школьных уроках. А это заметно разные позиции преподавателя. Приводится пример мамы, говорящей о совершенстве владения предметом и не понимающей, что этого в принципе не может быть. Так же, как никакая мама не бывает совершенным воспитателем. Такую обвести вокруг пальца - проще простого. Другие примеры - какой-то отвлечённый трёп. Форум он и есть форум, что с него взять.
 
6. "Мы поговорили" - а кто мы? Это была опросная группа? Я вижу подпись одного автора. И какова цель опроса? Какие выводы можно сделать на основе всего трёх очень расплывчатых по понятной причине репетиторских откликов? У очерка нет итога, что требуется уже в школьных сочинениях. А вывод прост и один: никакого волшебства, как верно заметила одна из учительниц. Большая часть "спроса" желает потешить свои иллюзии, а "предложение" не прочь подзаработать. И ради этого почему бы не потешить, даже если придётся схитрить. Это самый утилитарный уровень преподавательской деятельности, хоть он и может быть качественным (что, как везде, зависит от человека). Только деньги - вот и всё "волшебство".

Начало · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS